Пятница, 19.07.2019, 22:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Школа №4

Меню сайта
Форма входа
Полезные ссылки
Блоги учителей
Телефон доверия

Положение о логопедической службе

ПРИНЯТО                                                                 УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом                            Директор МОУ «Средняя школа № 4»

МОУ «Средняя школа № 4»                               ___________________Н.Э.Зуева

Протокол № ___от «___»________20___г.             «___»____________20____г. №___

 

 

Положение

 

о логопедической службе в МОУ «Средняя школа № 4»

 

 

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о логопедической службе разработано в МОУ «Средняя школа № 4» г. Кимры  на основании инструктивного Письма Министерства образования РФ  от 14.12.2000 «Об организации логопедической работы в общеобразовательных учреждениях»; инструктивно-методического Письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой; Письмом Минобразования России от 22.01.98 № 20-58-0 7ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования», Письма Министерства Российской Федерации от 16 января 2001 г. «О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений».

 

1.2. Логопедическая служба является необходимым компонентом системы общешкольного образования, обеспечивающая развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества.

Основная цель логопедической службы – оказание специальной коррекционно-развивающей помощи обучающимся школы, имеющим различные нарушения устной и письменной речи.

Основными задачами логопедической службы являются: диагностика и коррекция нарушений устной и письменной речи, а также своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной ими; пропаганда специальных знаний среди педагогов и родителей.

Организация деятельности логопедической службы позволяет устранять или смягчать  речевые и психологические нарушения, способствуя главной цели педагогической деятельности – воспитанию всесторонне развитой личности.

 

1.3. Логопедическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями, обеспечивая необходимый уровень их осведомлённости о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями.

 

1.4. В своей деятельности учитель-логопед руководствуется: Конституцией и законами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; Конвенцией о правах ребёнка; Положением о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, решениями районной и городской психолого-медико-педагогической комиссии и детской психиатрической службы, должностной инструкцией.

 

1.5. Учитель-логопед должен знать:

        - Закон «Об образовании»;

-         Конвенцию о правах ребёнка;

-         Типовое положение о  специальном (коррекционном) образовательном учреждении для  обучающихся, воспитанников с отклонениями  в развитии;

-         Устав и локальные правовые акты школы;

-         возрастную и специальную педагогику и психологию, анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

-         нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности (в том числе Правила внутреннего трудового распорядка, приказы и распоряжения директора);

-         методы и приёмы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся;

-         программно-методическую литературу по работе с обучающимися, имеющими отклонения в развитии;

-         новейшие достижения социальной педагогики и психологии;

-         правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, санитарные нормы и правила, применяемые в учреждениях образования.

 

II. Направления деятельности логопедической службы.

 

2.1.Основными направлениями деятельности учителя - логопеда являются:

- диагностическое;

- коррекционно-развивающее;

- профилактическое;

- консультативно-просветительское;

- организационно- методическое;

- исследовательско - аналитическое.

2.2.Диагностическая деятельность логопедической службы заключается   в комплексном логопедическом обследовании устной и письменной речи учащихся; сборе и анализе анамнестических данных; психолого-педагогическом изучении детей; дифференциальной диагностике речевых расстройств; обработке результатов обследования; определении прогноза речевого развития и коррекции; комплектовании групп и подгрупп на основе диагностических данных; составлении перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составлении расписания занятий; подготовке необходимой документации для участия в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

2.3. Коррекционно-развивающая деятельность логопедической службы направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых (4-6 чел.), подгрупповых (2-3 чел.) логопедических занятий согласно расписания, утвержденного директором образовательного учреждения. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ученика к моменту выпуска и доводятся до сведения классного руководителя, администрации школы и родителей.

2.4. Профилактическая деятельность логопедической службы направлена на осуществление взаимодействия в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей предметного обучения и родителей по выявлению детей группы риска; предупреждению и преодолению вторичных расстройств у детей, обусловленным первичным речевым дефектом; охране нервно-психического здоровья детей; адаптации детей к школе, созданию благоприятного эмоционально- психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, в семье.

Профилактическая деятельность логопедической службы осуществляется в форме выступлений на родительских собраниях, методических объединениях учителей, консультаций по коррекции речи учащихся, индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися. Учитель-логопед при выявлении детей группы риска опирается на данные диагностики психолога и врачей,  организует коррекционно-логопедическое воздействие с учётом этих данных. На коррекционно-развивающих занятиях учитель-логопед должен применять психокоррекционные приёмы на развитие психических функций, проводить психотерапевтическую работу с учащимися.

2.5. Консультативно-просветительская деятельность заключается в повышении уровня профессионального мастерства педагогов образовательного учреждения и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционно-развивающей работы и мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи, в учебное и внеучебное время. Консультативно-просветительская деятельность осуществляется через сообщения, доклады на педагогических советах образовательного учреждения, школьных и районных заседаниях методических объединений; родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом, выставки логопедической литературы и др.

2.6. Организационно-методическая деятельность логопедической службы направлена  на повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда, обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у учащихся, повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса, совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.

2.7. Организационно-методическая деятельность включает в себя: разработку методических рекомендаций для логопедов, учителей и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала. С этой целью учитель-логопед принимает участие в работе педагогических советов, педагогических конференций, методических объединений учителей и логопедов, проводит теоретические, практико-ориентированные семинары, открытые логопедические занятия, посещает уроки русского языка, чтения и развития речи, выступает на родительских собраниях.

2.8. Исследовательско – аналитическая деятельность осуществляется в форме самообразования, проведения мониторинга, проведении исследований, анализа результатов собственной коррекционно-развивающей работы по всем направлениям.

 

III. Организация логопедической работы

 

3.1. В группы для получения специальной  логопедической помощи зачисляются учащиеся, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи; фонетико-фонематическое недоразвитие; фонематическое недоразвитие; недостатки произношения - фонетический дефект; заикание; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь на логопедические занятия зачисляются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

Приём обучающихся с фонетическими нарушениями проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.

По мере выпуска учащихся с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи набираются новые группы.

2.2. Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления на логопедические занятия проводится с 1 по 15 сентября относительно вновь прибывших младших школьников, и с 15 по 30 мая относительно обучающихся, получающих специальную логопедическую помощь в течение данного учебного года.

Все дети с выявленными недостатками речи регистрируются в списке обследованных для последующего распределения по группам в зависимости от речевого дефекта.

На каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия, учитель-логопед заполняет протокол обследования, речевую карту.

Выпуск обучающихся проводится в течение всего учебного года по мере устранения дефектов.

3.3. Основной формой организации логопедической работы являются групповые занятия. В группы зачисляются обучающиеся  с однородной структурой дефекта. Допускается комплектование групп из учащихся разных классов.

3.4. Наполняемость группы или подгруппы  обучающихся с первичной речевой патологией определяется на основании инструктивно-методического Письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой:

• с общим недоразвитием речи (ОНР) и нарушениями чтения и письма, обусловленными им – 3-4 чел.;

• с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) и нарушениями чтения и письма, обусловленными им – 4-5 чел.;

• с фонетико-фонематическим (ФФН) или фонематическим (ФН) недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными им – 5-6 чел.;

• с недостатками произношения – 6-7 чел;

• заикающихся детей – 3-4 чел.

Группы обучающихся первых классов комплектуются отдельно, в зависимости от продолжительности обучения детей в начальном звене общеобразовательной школы.

Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи: ОНР 2 уровня; нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия). По мере формирования произносительных навыков у этих детей, их целесообразно включать в состав соответствующих групп.

3.5. Логопедические занятия с обучающимися общеобразовательной школы проводятся в часы, свободные от уроков. Коррекция произношения у детей I класса с фонетическим дефектом, не влияющим на успеваемость, может осуществляться во время классных занятий (кроме уроков русского языка и математики).Обучающиеся, не посещающие группы продлённого дня, приходят на занятия из дома. Учеников, которые посещают группы продлённого дня, воспитатели направляют на логопедические занятия с любого режимного момента в соответствии с расписанием логопедических занятий.

3.6. Комплектование групп осуществляется из расчета Одновременно на логопедическом пункте занимаются 18-25 человек.

3.7.  Периодичность и продолжительность логопедических занятий зависит от режима работы учреждения и определяется тяжестью речевого дефекта. Коррекционно-развивающая логопедическая работа с каждой группой детей проводится:

• общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные им – не менее 3 раз в неделю;

• ФФН и ФН, нарушения чтения и письма, обусловленные ими – 2-3 раза в неделю;

• с группой заикающихся - 3 раза в неделю;

• фонетический дефект – 2 раза в неделю;

• индивидуальные занятия с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи – не менее 3 раз в неделю.

Продолжительность логопедического фронтального занятия с каждой группой – 40 мин.; с группой меньшей наполняемостью (подгруппой) – 25-30 мин.; индивидуальных занятий с каждым ребёнком – 20 минут.

3.8. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и нарушением чтения и письма, обусловленным фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи, примерно 4-9 месяцев; срок коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР и нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи – 1,5-2 года.

3.9. В часы консультаций учитель-логопед проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, даёт рекомендации обучающимся и их родителям по коррекции фонетического дефекта; проводит консультации с учителями по режиму контроля  устранения речевого дефекта; оформляет необходимую документацию.

3.10. После окончания логопедического занятия учитель-логопед обязан сопровождать детей до учебного кабинета, места прогулки и т.д.

Время перерывов между групповыми и индивидуальными занятиями учитель-логопед использует для того, чтобы: проверить письменные работы, подготовить наглядный материал для следующего занятия.

В случае отсутствия обучающегося в школе по болезни учитель – логопед данное время может использовать для проведения занятия с другим учеником, соблюдая санитарно-гигиенические требования к еженедельной загруженности обучающихся разного возраста, или в следующих методических целях:

·        посещение уроков в общеобразовательных классах;

·        посещение логопедических занятий у другого учителя – логопеда в своем общеобразовательном учреждении;

·        разработку рекомендаций для учителей, родителей, обучающихся;

·        оформление промежуточной или итоговой документации;

·        подготовку дидактических и электронных материалов, наглядных пособий;

·        посещение школьной библиотеки, методического кабинета для профессионального самообразования;

·        консультирование по профессиональным вопросам у заместителя директора по учебно-воспитательной работе, методиста районного ЦДиК, руководителя районного методического объединения.

 

3.11.Учителем-логопедом систематически  ведется следующая документация:

·                   Журнал со списком обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи по установленному в Письме Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» образцу.

·                   Речевая карта на каждого ученика с речевыми нарушениями, зачисленного на логопедические занятия.

·                   Расписание логопедических занятий, заверенное директором школы.

·                   Журнал учёта посещаемости и занятий с учащимися.

·                   Перспективный план работы на каждую группу обучающихся.

·                   Общий план методической работы на учебный год.

·                   Рабочие тетради обучающихся.

·                   Тетради для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников).

·                   Картотека логопедического кабинета с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в нём.

·                   Отчетная документация установленного на заседании методического объединения или заместителем директора по УВР образца.

 

IV. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение

 

4.1. Учителем-логопедом назначается специалист, имеющий высшее дефектологическое образование или окончивший специальный факультет по специальности «Логопедия».

4.2. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном для учителей общеобразовательных школ.

4.3. Ставка заработной платы учителя-логопеда устанавливается за 20 астрономических часов педагогической работы в неделю, из которых 18 часов отводятся для работы с детьми в группах, подгруппах и индивидуально, 2 часа отводятся на консультативную работу.

4.4. Для проведения логопедической работы выделяется кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям, который обеспечивается специальным оборудованием:

• настенное зеркало (50х100);

• зеркало для индивидуальной работы (9х12 – 8 шт.);

• логопедические зонды, шпатели;

• разрезная азбука (настенная) (1 шт.);

• кассы букв (индивидуальные) (8 шт.);

• учебно-методические пособия;

• настольные игры, игрушки;

• умывальник (1 шт.);

• классная доска (1 шт.);

• шкафы для пособий;

• стол канцелярский (1 шт.);

• комплект «парта-стул» (8 шт.);

• песочные часы (1 шт.);

• секундомер (1шт.);

• метроном (1шт.);

• магнитофон (1 шт.);

• экран, проектор (1 шт.);

• компьютер ( 1 шт.);

• учебные диски.

 

V. Функции руководителя общеобразовательного учреждения и учителя-логопеда

 

5.1. Непосредственное руководство и контроль за работой учителя-логопеда осуществляется руководителем образовательного учреждения.

5.2. Ответственность за обязательное посещение обучающимися логопедических занятий несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.

5.3. Учитель-логопед участвует в комплексной диагностике обучающихся; обеспечивает усвоение учащимися базового образовательного минимума; ведёт необходимую отчетную документацию, своевременно сдает её заместителю директора по учебно-воспитательной работе.

5.4. Учитель-логопед осуществляет систематическую связь с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и классными руководителями учащихся, имеющих речевые нарушения, посещает уроки с целью выработки правильного речевого режима в классе.

5.5. На администрацию школы возлагается ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание и ремонт помещения.

Календарь
Праздники России
Сообщество)))
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2019 by Anton Bokov
Бесплатный хостинг uCoz