ПРИНЯТО
УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим
советом
Директор МОУ «Средняя школа № 4»
МОУ «Средняя школа №
4»
_______________Н.Э.Зуева
Протокол №___ от
«___»_________20__г.
«___»____________20___г. №_____
ПОЛОЖЕНИЕ О
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО
КУРСА
(ПРЕДМЕТА)
1. Общие положения
1.1.
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом
«Об образованиив Российской Федерации»
«разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин
(модулей) относится к компетенции и ответственности образовательных организаций».
1.2. Положение определяет структуру и содержание рабочих программ по предметам
(курсам) учебного плана МОУ «Средняя школа № 4», реализующей
образовательные программы общего
образования.
1.3. Рабочая программа – нормативный документ образовательного учреждения, определяющий объем, порядок, содержание изучения предмета (курса), требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в условиях конкретного образовательного учреждения.
1.4. Рабочая программа является составной частью образовательной программы МОУ «Средняя школа № 4», разрабатывается учителем на основании примерной или авторской учебной программы и учебного плана школы, с учетом требований регионального и школьного компонентов.
1.5.
Рабочая программа разрабатывается в целях:
-
определения
содержания учебного материала, объема знаний, умений, навыков, подлежащих
обязательному усвоению по предмету
(курсу);
-
обеспечения
достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами;
-
повышения
профессионального мастерства учителя.
1.6. Любая рабочая программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и к какой ступени общего образования она относится, выполняет следующие функции:
· нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
· целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
· определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися;
· процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
· оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
1.7. Рабочая программа разрабатывается по всем предметам (курсам), реализуемым в МОУ «Средняя школа № 4» в рамках основных и дополнительных образовательных программ.
1.8. Рабочая программа рассматривается на заседании ШМО и представляется на утверждение директору школы до начала учебного года. Директор школы вправе провести экспертизу рабочих программ непосредственно в образовательном учреждении или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям государственного стандарта.
1.9. Рабочие программы утверждаются приказом директора школы. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, директор школы накладывает резолюцию о необходимости её доработки с указанием конкретного срока.
2. Структура
и содержание рабочей программы
2.1.
Обязательными структурными элементами рабочей программы являются:
·
титульный
лист;
·
пояснительная
записка;
·
содержание
рабочей программы;
·
требования
к уровню подготовки обучающихся (выпускников);
·
перечень
литературы и средств обучения;
·
календарно-тематический
план.
2.2. Требования к содержанию:
Титульный лист – структурный
элемент программы, в котором указывается:
·
полное
наименование образовательного учреждения (в соответствии с Уставом);
·
грифы
рассмотрения и утверждения;
·
наименование
предмета, курса и т.д. в соответствии с учебным планом основного и дополнительного образования МОУ «Средняя
школа № 4»;
·
указания
на принадлежность рабочей программы к ступени, уровню общего образования;
·
срок
реализации данной программы;
·
ФИО
преподавателя, составившего данную рабочую программу;
·
название
города и года разработки рабочей программы.
Пояснительная
записка
– структурный элемент рабочей программы, в котором содержатся следующие
сведения:
·
цели
и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей конкретного образовательного
учреждения, класса;
·
отражение
расширения целей и задач изучения предмета по сравнению с примерной, авторской программой
за счет введения регионального компонента;
·
нормативные
правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа;
·
сведения
о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая
программа, с указанием наименования, автора и года издания;
·
указание
отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной
программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, структурная
перестановка порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала и т.д.)
и обоснование целесообразности внесения данных изменений;
·
информация
о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в
соответствии с учебным планом МОУ «Средняя школа № 4»), в том числе количестве
часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий,
проектов, исследований и др.;
·
ведущие формы и
методы, технологии обучения;
·
используемые
формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной
рабочей программе;
·
информация об
используемом учебно-методическом комплекте по предмету.
Содержание
рабочей программы должно
соответствовать требованиям федеральных
государственных образовательных стандартов,
целям и задачам образовательной программы
МОУ «Средняя школа № 4». Содержание рабочей программы выстраивается по темам с
выделением разделов.
Учитель самостоятельно:
- раскрывает содержание разделов, тем с учетом особенностей регионального компонента, особенностей изучения предмета в классах интегрированного обучения, углубленного изучения отдельных предметов, профильных классах и др.;
-
определяет
последовательность изучения учебного материала, устанавливая внутрипредметные и
межпредметные логические связи.
Требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников) – структурный элемент рабочей программы, определяющий основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного предмета.
В разделе «Перечень литературы и средств обучения» указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых средств обучения, дидактических материалов.
Календарно-тематический
план
учителя конкретизирует содержание тем, разделов.
Календарно-тематический
план разрабатывается учителем на каждый учебный год.
3. Порядок оформления
календарно-тематического плана
3.1. Устанавливается
структура календарно-тематического плана.
Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие разделы:
- № - номер урока.
Применяется сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие в количестве часов рабочей программы и учебного плана, а также реализацию примерной или авторской программы курса.
- Наименование раздела программы и
количество часов на раздел.
3. Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности).
Одна тема может быть рассчитана на несколько уроков. В соответствии с этим в графе «Количество уроков» указывается их количество.
4. Наименование лабораторных, практических и
иных видов занятий при изучении раздела (темы).
- Количество уроков.
- Тип урока.
В рамках традиционного обучения определены уроки следующих типов:
- Урок ознакомления с новым материалом
- Урок закрепления изученного
- Урок применения знаний и умений
- Урок обобщения и систематизации знаний
- Урок проверки и коррекции знаний и умений
- Комбинированный урок
В случае блока уроков – тип урока планируется на каждый урок.
- Элементы содержания.
Отбор элементов содержания осуществляется на основе образовательного стандарта (Примерной программы). При отсутствии государственного образовательного стандарта по учебному предмету, элективному курсу, предметному модулю, элементы содержания определяются в соответствии с авторской учебной программой. Элементы содержания по практикуму, проектной или исследовательской деятельности определяются на основе их целей и задач. В случае блока уроков – элемент содержания планируется на все уроки.
- Требования к уровню подготовки
обучающихся.
Формулируются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы школы деятельностной форме (иметь представление, знать, понимать, уметь, обладать навыками). Формулировка выносится из Примерной или авторской программы и полностью соответствует элементам содержания. В случае блока уроков – требования планируются на весь блок.
- Вид контроля. Измерители.
Планируется на каждый урок, может быть с индивидуальным, фронтальным и групповым оцениванием. Основные виды контроля: тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, математический диктант, орфографический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам и т.д.
- Элементы дополнительного содержания, не
обозначенные в образовательном
стандарте, или выделенные в Примерной программе
курсивом как необязательные для изучения.
В календарно-тематическом планировании по практикуму, проектной или исследовательской деятельности, данная графа может отсутствовать.
- Домашнее задание в письменной или
цифровой форме (№__, стр___)
(См.: нормы СанПиНа о дозировке домашнего задания; Положение об организации адаптационного периода в 1 классе).
В случае планирования блока уроков домашнее задание определяется на весь блок.
- Дата проведения.
При составлении календарно-тематического плана дата проведения урока планируется, а при проведении и заполнении классного журнала делается запись фактического проведения урока. В случае планирования блока уроков дата проведения определяется на каждый урок. Необходимое требование: совпадение даты урока по плану, фактического проведения и записи в классном журнале.
3.2. Члены ШМО могут включать в структуру календарно – тематического плана дополнительные разделы, отражающие специфику предмета (курса).