ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим
советом Директор
МОУ «Средняя школа № 4»
МОУ «Средняя школа №
4»
___________________Н.Э.Зуева
Протокол № ___от
«___»________20___г.
«___»____________20____г. №___
Положение
о логопедической службе в МОУ «Средняя
школа № 4»
I. Общие положения
1.1.
Настоящее Положение о логопедической службе разработано в МОУ «Средняя школа №
4» г. Кимры на основании инструктивного
Письма Министерства образования РФ от
14.12.2000 «Об организации логопедической работы в общеобразовательных
учреждениях»; инструктивно-методического Письма «О работе учителя-логопеда при
общеобразовательной школе» А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой; Письмом
Минобразования России от 22.01.98 № 20-58-0 7ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования», Письма
Министерства Российской Федерации от 16 января
1.2.
Логопедическая служба является необходимым компонентом системы общешкольного
образования, обеспечивающая развитие личностного, интеллектуального и
профессионального потенциала общества.
Основная цель логопедической службы – оказание специальной
коррекционно-развивающей помощи обучающимся школы, имеющим различные нарушения
устной и письменной речи.
Основными задачами логопедической службы являются:
диагностика и коррекция нарушений устной и письменной речи, а также своевременное
предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной ими; пропаганда специальных
знаний среди педагогов и родителей.
Организация
деятельности логопедической службы позволяет устранять или смягчать речевые и психологические нарушения, способствуя
главной цели педагогической деятельности – воспитанию всесторонне развитой
личности.
1.3.
Логопедическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с
родителями, обеспечивая необходимый уровень их осведомлённости о задачах и
специфике логопедической коррекционной работы по преодолению неуспеваемости,
обусловленной речевыми нарушениями.
1.4.
В своей деятельности учитель-логопед руководствуется: Конституцией и законами
Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов
управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания
обучающихся; Конвенцией о правах ребёнка; Положением о школьном
психолого-медико-педагогическом консилиуме, решениями районной и городской
психолого-медико-педагогической комиссии и детской психиатрической службы,
должностной инструкцией.
1.5.
Учитель-логопед должен знать:
- Закон «Об образовании»;
-
Конвенцию о
правах ребёнка;
-
Типовое положение
о специальном (коррекционном)
образовательном учреждении для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии;
-
Устав и локальные
правовые акты школы;
-
возрастную и
специальную педагогику и психологию, анатомо-физиологические и клинические
основы дефектологии;
-
нормативные и
методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности
(в том числе Правила внутреннего трудового распорядка, приказы и распоряжения
директора);
-
методы и приёмы
предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся;
-
программно-методическую
литературу по работе с обучающимися, имеющими отклонения в развитии;
-
новейшие
достижения социальной педагогики и психологии;
-
правила и нормы
охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, санитарные нормы и
правила, применяемые в учреждениях образования.
II. Направления деятельности
логопедической службы.
2.1.Основными
направлениями деятельности учителя - логопеда являются:
- диагностическое;
-
коррекционно-развивающее;
- профилактическое;
-
консультативно-просветительское;
- организационно-
методическое;
- исследовательско -
аналитическое.
2.2.Диагностическая
деятельность логопедической службы заключается в комплексном
логопедическом обследовании устной и письменной речи учащихся; сборе и анализе
анамнестических данных; психолого-педагогическом изучении детей; дифференциальной
диагностике речевых расстройств; обработке результатов обследования;
определении прогноза речевого развития и коррекции; комплектовании групп и
подгрупп на основе диагностических данных; составлении перспективного плана
коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составлении расписания
занятий; подготовке необходимой документации для участия в работе школьного
психолого-медико-педагогического консилиума.
2.3.
Коррекционно-развивающая деятельность логопедической службы направлена на развитие
и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и
компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной,
коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом,
лексическом и синтаксическом уровнях. Осуществляется в форме индивидуальных,
групповых (4-6 чел.), подгрупповых (2-3 чел.) логопедических занятий согласно расписания,
утвержденного директором образовательного учреждения. Результаты логопедической
работы отмечаются в речевой карте ученика к моменту выпуска и доводятся до
сведения классного руководителя, администрации школы и родителей.
2.4.
Профилактическая деятельность логопедической службы направлена на осуществление
взаимодействия в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей предметного
обучения и родителей по выявлению детей группы риска; предупреждению и
преодолению вторичных расстройств у детей, обусловленным первичным речевым
дефектом; охране нервно-психического здоровья детей; адаптации детей к школе,
созданию благоприятного эмоционально- психологического климата в педагогическом
и ученическом коллективах, в семье.
Профилактическая
деятельность логопедической службы осуществляется в форме выступлений на
родительских собраниях, методических объединениях учителей, консультаций по
коррекции речи учащихся, индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися.
Учитель-логопед при выявлении детей группы риска опирается на данные
диагностики психолога и врачей, организует
коррекционно-логопедическое воздействие с учётом этих данных. На коррекционно-развивающих
занятиях учитель-логопед должен применять психокоррекционные приёмы на развитие
психических функций, проводить психотерапевтическую работу с учащимися.
2.5.
Консультативно-просветительская деятельность заключается в повышении уровня
профессионального мастерства педагогов образовательного учреждения и
осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционно-развивающей
работы и мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения
речи, в учебное и внеучебное время. Консультативно-просветительская
деятельность осуществляется через сообщения, доклады на педагогических советах
образовательного учреждения, школьных и районных заседаниях методических объединений;
родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы,
семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со
сменным материалом, выставки логопедической литературы и др.
2.6.
Организационно-методическая деятельность логопедической службы направлена на повышение уровня логопедической компетентности
учителя-логопеда, обеспечение связи и преемственности в работе
учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого
недоразвития у учащихся, повышение эффективности коррекционно-логопедического
процесса, совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического
процесса.
2.7.
Организационно-методическая деятельность включает в себя: разработку
методических рекомендаций для логопедов, учителей и родителей по оказанию
логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и обобщение
передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей;
изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала. С этой целью
учитель-логопед принимает участие в работе педагогических советов,
педагогических конференций, методических объединений учителей и логопедов,
проводит теоретические, практико-ориентированные семинары, открытые
логопедические занятия, посещает уроки русского языка, чтения и развития речи,
выступает на родительских собраниях.
2.8.
Исследовательско – аналитическая деятельность осуществляется в форме
самообразования, проведения мониторинга, проведении исследований, анализа
результатов собственной коррекционно-развивающей работы по всем направлениям.
III. Организация
логопедической работы
3.1.
В группы для получения специальной логопедической помощи зачисляются учащиеся,
имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке
(общее недоразвитие речи; фонетико-фонематическое недоразвитие; фонематическое
недоразвитие; недостатки произношения - фонетический дефект; заикание; дефекты
речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата
(дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим,
фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).
В первую очередь на логопедические занятия зачисляются
обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению
программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим, фонематическим
недоразвитием речи).
Приём обучающихся с фонетическими нарушениями
проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.
По мере выпуска учащихся с общим,
фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи набираются новые
группы.
2.2.
Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления на логопедические занятия
проводится с 1 по 15 сентября относительно вновь прибывших младших школьников, и
с 15 по 30 мая относительно обучающихся, получающих специальную логопедическую
помощь в течение данного учебного года.
Все дети с выявленными недостатками речи
регистрируются в списке обследованных для последующего распределения по группам
в зависимости от речевого дефекта.
На каждого обучающегося, зачисленного на
логопедические занятия, учитель-логопед заполняет протокол обследования, речевую
карту.
Выпуск
обучающихся проводится в течение всего учебного года по мере устранения
дефектов.
3.3.
Основной формой организации логопедической работы являются групповые занятия. В
группы зачисляются обучающиеся с
однородной структурой дефекта. Допускается комплектование групп из учащихся
разных классов.
3.4.
Наполняемость группы или подгруппы обучающихся
с первичной речевой патологией определяется на основании инструктивно-методического
Письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе»
А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой:
•
с общим недоразвитием речи (ОНР) и нарушениями чтения и письма, обусловленными
им – 3-4 чел.;
•
с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) и нарушениями чтения и
письма, обусловленными им – 4-5 чел.;
•
с фонетико-фонематическим (ФФН) или фонематическим (ФН) недоразвитием речи и
нарушениями чтения и письма, обусловленными им – 5-6 чел.;
•
с недостатками произношения – 6-7 чел;
•
заикающихся детей – 3-4 чел.
Группы обучающихся первых классов комплектуются
отдельно, в зависимости от продолжительности обучения детей в начальном звене
общеобразовательной школы.
Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими
тяжёлые нарушения речи: ОНР 2 уровня; нарушения строения и подвижности
артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия). По мере формирования
произносительных навыков у этих детей, их целесообразно включать в состав
соответствующих групп.
3.5.
Логопедические занятия с обучающимися общеобразовательной школы проводятся в
часы, свободные от уроков. Коррекция произношения у детей I класса с
фонетическим дефектом, не влияющим на успеваемость, может осуществляться во
время классных занятий (кроме уроков русского языка и математики).Обучающиеся,
не посещающие группы продлённого дня, приходят на занятия из дома. Учеников,
которые посещают группы продлённого дня, воспитатели направляют на
логопедические занятия с любого режимного момента в соответствии с расписанием
логопедических занятий.
3.6.
Комплектование групп осуществляется из расчета Одновременно на логопедическом
пункте занимаются 18-25 человек.
3.7.
Периодичность и продолжительность
логопедических занятий зависит от режима работы учреждения и определяется
тяжестью речевого дефекта. Коррекционно-развивающая логопедическая работа с
каждой группой детей проводится:
•
общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные им – не менее
3 раз в неделю;
•
ФФН и ФН, нарушения чтения и письма, обусловленные ими – 2-3 раза в неделю;
•
с группой заикающихся - 3 раза в неделю;
•
фонетический дефект – 2 раза в неделю;
•
индивидуальные занятия с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи – не менее 3 раз
в неделю.
Продолжительность
логопедического фронтального занятия с каждой группой – 40 мин.; с группой
меньшей наполняемостью (подгруппой) – 25-30 мин.; индивидуальных занятий с
каждым ребёнком – 20 минут.
3.8.
Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и нарушением
чтения и письма, обусловленным фонетико-фонематическим и фонематическим
недоразвитием речи, примерно 4-9 месяцев; срок коррекционно-развивающего
обучения детей с ОНР и нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием
речи – 1,5-2 года.
3.9. В часы консультаций учитель-логопед проводит работу
по уточнению установленного логопедического заключения, даёт рекомендации
обучающимся и их родителям по коррекции фонетического дефекта; проводит
консультации с учителями по режиму контроля
устранения речевого дефекта; оформляет необходимую документацию.
3.10.
После окончания логопедического занятия учитель-логопед обязан сопровождать
детей до учебного кабинета, места прогулки и т.д.
Время перерывов между групповыми и индивидуальными
занятиями учитель-логопед использует для того, чтобы: проверить письменные
работы, подготовить наглядный материал для следующего занятия.
В случае отсутствия обучающегося в школе по болезни
учитель – логопед данное время может использовать для проведения занятия с
другим учеником, соблюдая санитарно-гигиенические требования к еженедельной
загруженности обучающихся разного возраста, или в следующих методических целях:
·
посещение уроков
в общеобразовательных классах;
·
посещение
логопедических занятий у другого учителя – логопеда в своем общеобразовательном
учреждении;
·
разработку
рекомендаций для учителей, родителей, обучающихся;
·
оформление
промежуточной или итоговой документации;
·
подготовку
дидактических и электронных материалов, наглядных пособий;
·
посещение
школьной библиотеки, методического кабинета для профессионального
самообразования;
·
консультирование
по профессиональным вопросам у заместителя директора по учебно-воспитательной
работе, методиста районного ЦДиК, руководителя районного методического
объединения.
3.11.Учителем-логопедом
систематически ведется следующая документация:
·
Журнал со списком
обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи по
установленному в Письме Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря
·
Речевая карта на
каждого ученика с речевыми нарушениями, зачисленного на логопедические занятия.
·
Расписание
логопедических занятий, заверенное директором школы.
·
Журнал учёта
посещаемости и занятий с учащимися.
·
Перспективный
план работы на каждую группу обучающихся.
·
Общий план
методической работы на учебный год.
·
Рабочие тетради
обучающихся.
·
Тетради для
индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников).
·
Картотека
логопедического кабинета с перечислением оборудования, учебных и наглядных
пособий, находящихся в нём.
·
Отчетная
документация установленного на заседании методического объединения или
заместителем директора по УВР образца.
IV. Кадровое, материально-техническое и
финансовое обеспечение
4.1.
Учителем-логопедом назначается специалист, имеющий высшее дефектологическое
образование или окончивший специальный факультет по специальности «Логопедия».
4.2.
Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном для учителей
общеобразовательных школ.
4.3.
Ставка заработной платы учителя-логопеда устанавливается за 20 астрономических
часов педагогической работы в неделю, из которых 18 часов отводятся для работы
с детьми в группах, подгруппах и индивидуально, 2 часа отводятся на
консультативную работу.
4.4.
Для проведения логопедической работы выделяется кабинет, отвечающий
санитарно-гигиеническим требованиям, который обеспечивается специальным
оборудованием:
•
настенное зеркало (50х100);
•
зеркало для индивидуальной работы (9х12 – 8 шт.);
•
логопедические зонды, шпатели;
•
разрезная азбука (настенная) (1 шт.);
•
кассы букв (индивидуальные) (8 шт.);
•
учебно-методические пособия;
•
настольные игры, игрушки;
•
умывальник (1 шт.);
•
классная доска (1 шт.);
•
шкафы для пособий;
•
стол канцелярский (1 шт.);
•
комплект «парта-стул» (8 шт.);
•
песочные часы (1 шт.);
•
секундомер (1шт.);
•
метроном (1шт.);
•
магнитофон (1 шт.);
•
экран, проектор (1 шт.);
•
компьютер ( 1 шт.);
• учебные
диски.
V. Функции руководителя
общеобразовательного учреждения и учителя-логопеда
5.1.
Непосредственное руководство и контроль за работой учителя-логопеда
осуществляется руководителем образовательного учреждения.
5.2.
Ответственность за обязательное посещение обучающимися логопедических занятий
несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель
общеобразовательного учреждения.
5.3.
Учитель-логопед участвует в комплексной диагностике обучающихся; обеспечивает
усвоение учащимися базового образовательного минимума; ведёт необходимую
отчетную документацию, своевременно сдает её заместителю директора по
учебно-воспитательной работе.
5.4.
Учитель-логопед осуществляет систематическую связь с заместителем директора по
учебно-воспитательной работе и классными руководителями учащихся, имеющих
речевые нарушения, посещает уроки с целью выработки правильного речевого режима
в классе.
5.5.
На администрацию школы возлагается ответственность за оборудование
логопедического кабинета, его санитарное содержание и ремонт помещения.